• Практики
  • Команда
  • Публикации
  • О нас
  • Контакты
  • Отправить заявку

    УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗЧИКУ

    УСТУПКА ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗЧИКУ

    13 Февраля 2017

    С момента вступления в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) в правовом сообществе не утихают споры о возможности уступки права требования к заказчику, просрочившему свои обязательства по заключенному с участником закупки контракту.

    Дискуссии о возможности цессии обоснованы в первую очередь неудачной интеграцией Закона № 44-ФЗ в уже сложившиеся и закрепленные в гражданском законодательстве правоотношения сторон по обязательственному праву.

    Так, в п.1 ст.388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

    Одно из условий запрета содержится в п.7 ст.448 ГК РФ, которой установлено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

    Одна сторона толкует вышеуказанную норму и соотносит ее с Законом № 44-ФЗ таким образом, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства, являющегося предметом договора. То есть приведенные нормы обеспечивают защиту интересов заказчика от возможной уступки победителем торгов прав и обязанностей по заключенному на торгах договору в части его исполнения и недопущения ситуации, при которой победителем становится лицо, в силу различных причин не имеющее намерения лично реализовать взятые на себя обязательства, являющиеся предметом договора (см., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2016 по делу № А73-18724/2015).

    Другие напротив убеждены, что победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (см., например, Решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2016 по делу № А41-25341/2016).

    Отмечаем, что на сложившиеся между сторонами государственного контракта правоотношения, помимо прочего, влияет Бюджетный кодекс Российской Федерации. Правила, регламентирующие возможность уступки права требования по расходным обязательствам публично-правового образования, порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов, не предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, необходимо учитывать положения ст.383 ГК РФ, согласно которым переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора не допускается. Поскольку Закон № 44-ФЗ регламентирует условия заключения государственных контрактов (в том числе устанавливает определенные требования к участникам торгов), заказчик, действующий от имени Российской Федерации, является заинтересованным, чтобы кредитором по возникшим обязательствам было лицо, заключившее контракт по результатам торгов.

    В ходе разрешения споров о ничтожности заключенных стороной контракта соглашения об уступке права требования суды закономерно обращают внимание на способ заключения контракта. Законом № 44-ФЗ предусмотрено в ряде случаев проведение закупок без конкурентных процедур (торгов). Полагаем, что в случае закупки заказчиком товара (работы, услуги) у единственного поставщика п.7 ст.448 ГК РФ не будет подлежать применению, однако вопросы бюджетного регулирования и значимости личности кредитора будут предметом для разрешения спора в суде.

    Немаловажным аспектом, при оценке возможности заключения соглашения об уступке права требования к государственному заказчику, является срок контракта. Безусловным снижением риска заключения ничтожной цессии будет полной выполнение цедентом принятых обязательств по государственному контракту.

    Таким образом, заключение договора цессии с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по государственному контракту является крайне рискованным действием. При рассмотрении возможности заключения такого соглашения необходимо обращать внимание на способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также на срок государственного контракта.

    Оценить риски заключения соглашения об уступке права требования к государственному заказчику, подготовить правовую позицию для спора, а также высококвалифицированно представить Ваши интересы в суде могут специалисты LWC. Достаточно обратиться к нам по телефону: +7 (812) 676-62-56, либо написать по электронной почте: mail@lwc.ru.


    Оригинал статьи:  https://www.fonts-online.ru/font/Lato-Italic

    Возврат к списку