• Практики
  • Команда
  • Публикации
  • О нас
  • Контакты
  • Отправить заявку

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПОСЛЕДНЯЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПОСЛЕДНЯЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

    22 Сентября 2015

    Компания LWC Corp. приняла участие в конференции: «Антимонопольное законодательство: актуальные вопросы и последняя судебная практика».

    2015 год ознаменован не только 25-летним юбилеем антимонопольного регулирования в России, но и принятием четвертого антимонопольного пакета. 16 сентября 2015 г. в рамках круглого стола, организованного газетой «Ведомости», ведущие эксперты в области антимонопольного регулирования, среди которых и юристы компании LWC Corp. Тимур Грошев и Сверкунова Юлия, обсуждали столь значимые события для правового сообщества.

    Мероприятие началось с выступления руководителя УФАС по Санкт-Петербургу Вадима Владимирова, который рассказал об основных тенденциях в сфере антимонопольного права в 2015 году, а также представил анализ антимонопольных дел Санкт-Петербургского УФАС России и оценку рисков для бизнеса.

    По словам В.Владимирова, основные тенденции в сфере антимонопольного права в первую очередь исходят от реализации и исполнения мероприятий, установленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики". По состоянию на 16 июня 2015 года из 91 мероприятия «дорожной карты» (со сроком исполнения 2013-2014 гг. и январь-май 2015 г.) исполнено 74 (более 80%). В процессе исполнения находится 11 мероприятий.

    В качестве рисков для бизнеса в сфере защите конкуренции В. Владимиров особо отметил публично-правовые риски, связанные с неблагоприятным воздействием публично-правовых отношений, в рамках которых предприниматели страдают от действий (бездействия), актов, соглашений, согласованных действий публично-правовых образований (органов власти).

    Только за первое полугодие 2015 года Санкт-Петербургским УФАС было возбуждено 13 дел в связи с нарушениями антимонопольного законодательства органами власти, из которых в 9 случаях нарушение законодательства выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.              К числу наиболее характерных рынков, на которых хозяйствующие субъекты чаще всего подвергаются незаконным регулятивным действиям со стороны органов власти относятся: рынок услуг по предоставлению в аренду объектов недвижимости (земельных участков), услуг по управлению многоквартирными домами, ритуальных услуг.

    Также руководитель УФАС Санкт-Петербурга отметил, что предлагаемые изменения антимонопольного законодательства, обсуждаемые в рамках четвертого антимонопольного пакета, направлены на существенное сокращение административных ограничений субъектов предпринимательской деятельности, повышение эффективности предупреждения и пресечения антимонопольных правонарушений, снижение участия государства в экономике и повышение ответственности должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, расширение процессуальных гарантий и повышение открытости процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

    Дальнейшие выступления и обсуждения были посвящены таким интересным вопросам как проблемы применения норм законодательства о контрактной системе, особенности правоприменительной практики в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, сговоры на торгах, уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

    Так Вероника Казакевич, директор гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф», подробно рассказала о возможных схемах сговора на торгах, а также о том, по каким признакам можно судить о том, что участник или участники торгов были в сговоре. К таким признакам относятся: подача заявок разными участниками одновременно либо в короткий промежуток времени; нехарактерно низкое снижение цены на торгах; подача заявки, но не снижение цены; неучастие в торгах и др.

    Следует отметить, что все эксперты возлагают надежды на дальнейшее развитие антимонопольного комплаенса - системы корпоративных мер и процедур, выработанных для предупреждения возникновения и минимизации антимонопольных рисков.

    Своим опытом по реализациям в компаниях мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства поделились Светлана Бударина, руководитель направления по сопровождению административных споров Управления налогового и административного права «Газпром нефть», и Ольга Будей, руководитель юридического департамента «БСХ Бытовые Приборы».  Эксперты отметили, что среди подобных мер важное место занимают разработка и внедрение соответствующих локальных актов и обучение сотрудников компаний.

    Также эксперты обратились к руководителю УФАС Санкт-Петербурга с просьбой рассмотреть возможность применения поощрительных мер (в виде налоговых льгот, возможностей снижения суммы штрафов и др.) для представителей малого и среднего бизнеса, внедривших в свою деятельность антимонопольный комплаенс. В. Владимиров в свою очередь обещал, что просьба будет рассмотрена.



    Возврат к списку