МЧС России
Пресс-служба
136k Опубликовано: 09:39, 11 февраль 2020
МЧС России

МЧС России принимает участие в обсуждениях вопросов использования космического пространства в мирных целях

Российская межведомственная делегация в составе с представителями МЧС России участвует в 57 сессии Научно-технического подкомитета (НТПК) Комитета ООН, которая проходит с 3 по 14 февраля в городе Вене Австрийской Республики.
МЧС России представляет перспективы реализации международных договоров и развития сотрудничества в сфере использования космических систем для предупреждения и ликвидации ЧС.

В частности, отмечено, что российская орбитальная группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли позволяет не только использовать данные в интересах нашей страны, но и предоставлять их другим странам для решения задач по мониторингу и предупреждению ЧС.

МЧС России совместно с госкорпорацией «Роскосмос» развивает системы, позволяющие прогнозировать и моделировать стадии развития ЧС природного и техногенного характера.

В 2019 году проводилась работа на автоматизированном программном модуле по прогнозированию развития природных пожаров. Он позволяет моделировать развитие пожаров с учетом метеорологических условий, данных о населенных пунктах и сведений об объектах инфраструктуры. Это повышает возможности аварийно-спасательных формирований по защите населения и территорий от ЧС, оптимизирует планирование оперативных действий по ликвидации последствий ЧС и минимизации ущерба.

Автоматическое моделирование развития природных пожаров реализует возможность обработки большого количества пожаров на всей территории России и мира в целом. Его точность составляет более 85%.

На сегодняшний день МЧС России активно применяется программно-аппаратный комплекс «Каскад». За 2019 год средствами космического мониторинга было выявлено более 180 тыс. термических аномалий, представляющих реальную угрозу свыше 18 тыс. населенным пунктам. При этом благодаря своевременно переданной информации о их местонахождении и принятым мерам перехода горения на населенные пункты и объекты инфраструктуры не допущено.

Сегодня МЧС России продолжает развивать наземную инфраструктуру для приема и обработки космической информации. Это позволяет органам повседневного управления РСЧС вести постоянный мониторинг рисков возникновения ЧС на территории Арктики и крайнего севера. При этом предпочтение отдано космическим средствам отечественного производства. В текущем году для полного прикрытия Арктической зоны запланировано открытие еще одного центра в городе Анадырь.

Как было отмечено в ходе международного заседания, в 2019 году трижды производилась активация Международной Хартии по космосу и крупным катастрофам. В результате ведомством передано более 700 снимков, а система космического мониторинга МЧС России задействовалась в более 170 ЧС в масштабах нашей станы.

Ежемесячно в соответствии с космическим экспериментом «Сценарий» в Национальный центр с борта МКС приходят снимки земной поверхности с последующим анализом и выявлением мест повышенного риска. Данные дистанционного зондирования Земли средней и низкой детализации как с отечественных, так и с зарубежных метеорологических космических аппаратов принимались на станции приема информации МЧС России ежесуточно в оперативном режиме.

К примеру, в рамках мониторинга паводковой обстановки принято и обработано более 8,5 тыс. снимков, на их основе разработано более 20 тыс. моделей прогнозируемого подъема уровня воды на паводкоопасных участках.

Также в рамках международной деятельности за 2019 год особое внимание уделялось сотрудничеству с Международным центром мониторинга и координации МОГО, Российско-Сербским гуманитарным центром и 7 центрами кризисного управления стран СНГ (Республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Азербайджан) в вопросах информационного обмена, проведения совместных тренировок, учений и гуманитарного реагирования.

В рамках 57 сессии Научно-технического подкомитета (НТПК) Комитета ООН запланирована встреча национальных контактных лиц программы ООН по применению космических технологий при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций (UN-SPIDER).
Ctrl